Иудейская война


Иосиф Флавий
Иосиф Флавий
Предисловие автора
1. Иудейская война с римлянами, превосходящая не только нами пережитые, но почти все известные в истории войны между государствами и государствами и между народами и народами, до сих пор описана была в духе софистов и такими людьми, из которых одни, не будучи сами свидетелями событий, пользовались неточными, противоречивыми слухами, другие же, хотя и были очевидцами, искажали факты либо из лести к римлянам, либо из ненависти к евреям, вследствие чего их сочинения заключают в себе то порицание, то похвалу, но отнюдь не действительную и точную историю. А потому я, Иосиф, сын Маттафии, еврей из Иерусалима и из священни- ческого рода, сам воевавший сначала против римлян и служивший невольным свидетелем всех позднейших событий, принял решение дать народам Римского государства на греческом языке такое же описание войны, какое я раньше составил для варваров внутренней Азии на нашем родном языке.
2. Римское государство изнемогало от внутренних неурядиц, когда началось это, как уже было замечено, в высшей степени знаменательное движение. Иудеи же, стремясь тогда к созданию нового положения вещей, воспользовались тогдашними беспорядками для восстания; они были так богаты боевыми силами и денежными средствами, что надеялись даже завладеть частью Востока, которую римляне вследствие многочисленных смут считали для себя чуть ли не потерянной. Иудеев, кроме того, окрыляла надежда, что их соплеменники из-за Евфрата примкнут массами к их восстанию; римляне же, напротив, были заняты усмирением соседних галлов, да и кельты заставляли беспокоиться. Наконец, после смерти Нерона все пришло в волнение; многие, пользуясь благоприятным случаем, пытались завладеть престолом; войско в то же время в надежде на добычу жаждало перемены в правлении. Я считаю недостойным умолчать о таких важных событиях и в то время, когда парфяне, вавилоняне, отдаленные арады, наши соплеменники по ту сторону Евфрата и адиавины, благодаря моим трудам, подробно ознакомились с причинами, многочисленными превратностями и конечным исходом той войны, - чтоб рядом с ними оставить в неведении тех греков и римлян, которые в войне не участвовали, и предоставить им довольствоваться чтением лицемерных и лживых описаний.
3. Писатели берут на себя смелость называть эти описания историей, хотя последние, кроме того что не дают ничего здравого для ума, но, на мой взгляд, не достигают даже своей цели. Желая рельефнее выставить величие римлян, они стараются на каждом шагу унизить и умалить иудеев; и они даже не спрашивают себя - каким образом победители ничтожных противников могут казаться великими. С другой стороны, они не принимают во внимание ни долгой продолжительности войны, ни многочисленных потерь римского войска, ни, наконец, величия полководцев, которые, по моему мнению, теряют свою славу, если завоевание Иерусалима, доставшееся им в поте лица, не было вовсе таким особенным геройским подвигом.
4. Мое намерение, однако, ни в коем случае не состоит в том, чтобы в противоположность тем, которые превозносят римлян, преувеличить деяния моих соотечественников; нет, я хочу в точности рассказать обо всем, что действительно происходило в обоих лагерях. Вспоминая о происшедшем и давая скорбное выражение чувствам, возбуждаемым во мне бедствиями, постигшими мою отчизну, я этим удовлетворяю только внутреннюю потребность моей наболевшей души. Что именно только внутренние раздоры ввергли отечество в несчастье, что сами иудейские тираны были те, которые заставили римлян против собственной воли дотронуться руками до священного храма и бросить головню в него, - этому свидетель разрушитель его, император Тит, который во все время войны обнаруживал жалость к народу, подстрекаемому бунтовщиками, несколько раз откладывал наступление на город и нарочно продлил осаду, дабы дать виновникам время одуматься. Если кто-либо захочет упрекнуть меня в том, что я выступаю в тоне обвинителя против тиранов и их разбойничьей шайки или что я изливаю свое горе над несчастьем моей отчизны, то да простит он мне это отступление от законов историографии, являющееся следствием моего душевного настроения; ибо из всех городов, покоренных римлянами, ни один не достиг такой высокой степени благосостояния, как наш город; но ни один также не упал так глубоко в бездну несчастья; да никакое несчастье от начала мира, кажется мне, не может быть сравнимо с тем, которое постигло иудеев; и виновником его не был кто-либо из чужеземцев. Как же после этого можно подавить мои вопли и сетования! Если же найдется такой суровый критик, в сердце которого не зашевелится ни малейшее чувство сожаления, то пусть он факты отнесет к истории, а жалобные вздохи - на счет автора.
5. Скорее, однако,я бы мог предпослать укор эллинским историкам. Они, ввиду таких важных, лично пережитых событий, рядом с которыми войны прежних времен должны казаться весьма незначительными, не перестают все-таки высказывать свои суждения об этих последних, перетолковывая на всякие лады прежних писателей, которых хотя и превосходят красноречием, но никак не достигают по серьезности задачи. Так, например, они пишут историю ассирийцев или мидян, как будто она древними историками еще недостаточно изложена; а между тем как уступают они последним и в силе изложения и по отношению к цели, ими руководившей. Каждый из этих последних старался описывать события, происходившие как бы перед глазами, когда современность автора с описанными им фактами могла служить гарантией достоверности изложения, а ложные сообщения могли быть всенародно опровергнуты очевидцами. Спасти от забвения то, что еще никем не рассказано, и сделать достоянием потомства события собственных времен - вот что похвально и достославно; нельзя, однако, называть истым тружеником того, который изменяет план и порядок чужого труда; а того, который, воспроизводя новое, дотоле неизвестное, самостоятельно воздвигает памятник исторический. Я, хотя чужестранец, не щадил никаких трудов и затрат, чтобы быть в состоянии предложить эллинам, а также варварам историю совершившихся событий; между тем как чистокровные эллины там, где дело касается наживы или какого-нибудь судебного процесса, сейчас делаются удивительно разговорчивыми и развязными, но лишь только потребуется от них написать историю, где приходится сказать правду и с большим трудом собрать фактические данные, - уста их вдруг замыкаются, и они предоставдяют это делать другим, менее способным и незнакомым с делами полководцев. У нас-то высоко почитается историческая правда, между тем как у эллинов к ней относятся с пренебрежением.
6. Описать древнюю историю иудеев и рассказать, какого они происхождения, каким образом они вышли из Египта, через какие страны они прошли на пути странствования, каким образом они потом рассеялись, я считаю теперь несвоевременным и, кроме того, излишним, так как еще до меня многие иудеи написали точную историю своих предков, а некоторые эллины, переводя их сочинения на свой родной язык, дали нам об этой истории в общем довольно верное представление. Мой рассказ я хочу начать с того, на чем остановились те историки и наши пророки. Но и здесь я имею в виду более обстоятельно и со всевозможной точностью рассказать собственно о той войне, которую лично пережил, а событиям предшествовавших мне времен сделать лишь сжатый и беглый обзор.
7. Таким образом, я расскажу, как Антиох, по прозванию Светлейший (Эпифан), завоевал Иерусалим и после трех лет и шести месяцев владычества был изгнан из страны сынами Хасмоная; как потомки последних, разъединившись между собой из-за господства, дали повод ко вмешательству римлян и Помпея в дела страны; как затем Ирод, сын Антипатра, при помощи Сосия положил конец их господству; как после смерти Ирода, в царствование Августа и при правителе страны Квинтилии Варе, восотал народ; как на 12-м году царствования Нерона началась война, что произошло при Цестии и на какие места иудеи в начале войны нападали с оружием в руках.
8. После будет сообщено, как они укрепляли пограничные города; как Нерон после поражения Цестия, считая государство в опасности, поручил Веспасиану руководительство над войной; как этот со своим старшим сыном вторглись в страну иудеев; как велико было римское войско; сколько из пришедших ему на помощь союзников было перебито по всей Галилее и как он частью силой, частью благодаря добровольной сдаче привел под свою власть города этой области. Затем я изображу образцовый порядок у римлян во время войны и дисциплину легионов; дальше - величину и природу обеих частей Галилеи, границы Иудеи, особенности страны, ее озера и источники; наконец, судьбу каждого покоренного города в отдельности - все это я тщательно изображу так, как я это знаю из собственных наблюдений или сообщенных сведений. Даже о собственных своих приключениях я не умолчу, имея в виду, что обращаюсь со своим рассказом к таким лицам, которые знакомы с обстоятельствами дела.
9. Дальше следует рассказ о том, как в то время, когда положение иудеев сделалось уже критическим, умер Нерон, а Веспасиана, выступившего было тогда против Иерусалима, отвлекло от поля военных действий полученное им царское достоинство; о предзнаменованиях, предвещавших ему это; о переменах, происшедших в Риме, и о том, как Веспасиан при всем своем сопротивлении был провозглашен солдатами императором; как тогда, после его отьезда в Египет,где он хотел привести в порядок государственные дела, начались раздоры между иудеями, возвысились над ними тираны и как последние взаимно враждовали между собой.
10. Затем я расскажу, как вернулся Тит из Египта и вновь напал на страну; каким путем, где и в каком количестве он собрал свое войско; какие внутренние распри господствовали в городе, когда Тит к нему подстудил;
сколько раз он штурмовал его, сколько валов он соорудил. Дальше я опишу объем и величину трех иерусадимских стен, сильные укрепления города, план святилища и храма, размер строений и алтаря - все с величайшей точностью;
также - некоторые праздничные обычаи, семь очищений и богослужение когенов;
кроме того, я опишу еще облачения последних и первосвященника, внутреннее устройсгво Святая Святых в храме, ничего не скрывая и ничето не прибавляя к тому, что лично изучал.
11. Вслед за тем я расскажу, как жестоко обращались тираны со своими же соотечесвенниками; с другой же стороны - как снисходительны были к чужеземцам римляне и как часто Тит, желавший спасти город и храм, вызывал бунтовщиков на миролюбивое соглашение; также я последовательно изложу все те бедствия и страдания, которые до окончательного покорения города переносил народ от войны, внутренних сумятиц и голода. При этом я не умолчу ни о несчастной судьбе перебежчиков, ни о казни пленников и дальше сообщу, как храм, против воли и желания императора, сделался добычей пламени; какие из храмовых сокровищ были спасены от огня; об окончательном покорении города и о предшествовавших ему знамениях и чудесах; после следует описание пленения тиранов, количества проданных в рабство людей, их различных судеб, как после всего этого римляне подавили последние остатки вооруженного сопротивления в стране и разрушили все укрепления и, наконец, как Тит, объехав всю страну и умиротворив ее, возвратился в Италию и отпраздновал свою победу.
12. Все это, избегая основательного повода к порицаниям и обвинениям со стороны лиц, фактически знакомых с делом и бывших очевидцами войны, я описал в семи книгах для ищущих правды, а не только одного развлечения. Итак, начну свой рассказ, предпосылая каждой главе указание ее содержания.
2. Новые валы послужили источником забот как для иудеев…
3. Войско Иоанна в Антонии…
4. Это неожиданное происшествие произвело на воюющие стороны…
5. Тит, убежденный в том, что боевое мужество в солдатах…
6. И после речи Тита войско в целом все еще колебалось…
7. Спустя два дня двадцать солдат из среды…
8. Когда Юлиан, центурион из Вифинии…
ГЛАВА ВТОРАЯ
Тит, повелев разрушить Антонию, побуждает Иосифа вновь обратится к иудеям со словом увещания.
1. Тит отдал приказ солдатам разрушить фундамент Антонии…
2. Так говорил Иосиф, с воплями и слезами…
3. Но впоследствии, когда Тит вернул иудеев из Гофны…
4. В пылу негодования Тит еще раз обратился с упреками к Иоанну…
5. Когда Иосиф объявил им это со слов Цезаря…
6. Посланное для нападения войско не нашло…
7. Между тем остальная часть римского войска…
8. На другой день после нападения римлян многие мятежники…
9. Иудеи между тем…
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
О хитром замысле иудеев, благодаря которому было сожжено много римлян. Дальнейшее описание страшного голода.
1. Мятежники в храме не только продолжали открытую борьбу…
2. Самым последним из них пал юноша по имени Лонг…
3. В городе между тем голод похищал неисчислимые жертвы…
4. Женщина из-за Иордана, по имени Мария…
5. Случай этот быстро сделался известным также и среди римлян…
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
По окончании валов, когда и действие таранов оказалось безуспешным, Тит приказал поджечь ворота; вскоре после этого против его воли был подожжен также и храм.
1. Когда оба легиона окончили валы в З-й день месяца лооса…
2. В то именно время к нему перешли Анан из Эммауса …
3. Наследующий день Тит приказал одной части войска…
4. В тот же день иудеи, изнуренные телом и подавленные духом…
5. Тогда Тит отправился на Антонию…
6. Гонец доложил о случившемся Титу…
7. Когда Тит увидел, что он не в силах укротить ярость…
8. Как ни печальна и прискорбна гибель творения…
ГЛАВА ПЯТАЯ
Бедствия, вынесенные иудеями во время пожара храма. О лжепророке и о знамениях, предшествовавших взятию города
1. В то время, как храм горел, солдаты грабили…
2. Полагая, что после разрушения храма…
3. Так отуманивали тогда несчастный народ обольстители…
4. Если вникнуть во все это…
ГЛАВА ШЕСТАЯ
Римляне, внесшие знамена в храм, с ликованием приветствуют Тита. – Речь Тита к иудеям, домагавшимся спасения. Их ответ приводит Тита в негодование.
1. Когда мятежники бежали в город…
2. Когда тираны и их шайки увидели себя побежденными везде войной …
3. Их ответ гласил: условий от него принять не могут…
4. В тот день явились к Цезарю с просьбой о помиловании сыновья…
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
Дальнейшая судьба мятежников, причинявших иприносивших много зла. Цезарь овладевает верхним городом.
1. Мятежники бросились теперь в царский дворец…
2. На следующий день римляне выгнали разбойников из Нижнего города…
3. Тираны с их разбойничьей шайкой возлагали еще надежды…
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
Цезарь воздвигает насыпи против Верхнего города, по окончании которых он повелевает установить машины и побеждает весь город.
1. Так как Верхний город, вследствие своего укрытого положения…
2. В эти дни вожди идумеян тайно собрались вместе…
3. В те же дни явился также один из священников, Иешуа…
4. Наконец после восемнадцатидневной работы…
5. После того как они покинули эти башни…
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
Распоряжения Цезаря по вступлении его в город. Число взятых в плен и погибших. О бежавших из подземелья, в числе которых были и тираны Симон и Иоанн
1. Когда Тит вступил в город…
2. Так как солдаты уже устали от резни…
3. Число всех плененных за время войны доходило до девяноста семи тысяч…
4. Большая часть этой массы людей прибыла извне…
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
Город, пять раз прежде завоеванный, теперь во второй раз подвергся разрушению…
СЕДЬМАЯ КНИГА
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Разрушение всего Иерусалима, кроме трех башен. Тит в собрании превозносит всех своих воинов, раздает им награды и многих распускает.
1. Войско не имело уже кого  убивать  и  что  грабить…
2. В качестве гарнизона Тит назначил десятый легион…
3. Тотчас же он приказал назначенным для этой цели лицам…
ГЛАВА ВТОРАЯ
Тит устраивает разные зрелища  в  Кесарии  Филипповой.  Взятие  в  плен тирана Симона и оставление его для триумфа.
1. В то время, когда Тит Цезарь активно занялся осадой Иерусалима…
2. Симон во время осады Иерусалима находился в Верхнем городе…
 ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Тит, празднуя день рождения своего брата и своего отца, убивает  многих иудеев. Об опасностях, испытанных иудеями в  Антиохии  вследствие  измены  и безбожия иудея Антиоха.
1.  Во  время  своего  пребывания  в  Кесарии  Тит…
2. В то же время случилось, что оставшиеся в Антиохии иудеи…
3.  Известно,  что  иудейский  народ  рассеян  по  всей   земле…
4. Вскоре после того как в Антиохии были возбуждены  эти  преследования…
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Встреча  Веспасиана  в  Риме.  Германцы,  отпавшие  от  римлян,   снова покоряются. Сарматы, напавшие на Мезию, принуждены вернуться на родину.
1. Известие о задушевной встрече Веспасиана во всех городах Италии…
2. Когда  Веспасиан  находился  в Александрии, а Тит был занят…
3. Одновременно с только что упомянутым отпадением германцев в  Риме…
ГЛАВА ПЯТАЯ
О Субботней реке, которую осмотрел  Тит  во  время  своего  путишествия через Сирию. Жалобы Антиохийцев на иудеев отвергаются Титом. О триумфе  Тита и Веспасиана.
1. Как мы уже упомянули, Цезарь Тит некоторое время  провел  в  Берите…
2. Когда население Антиохии узнало о приближении Тита…
3. Тит продолжал свой путь в Египет…
4. Еще ночью все войско выстроилось в боевом  порядке…
5.  Невозможно   описать   достойным   образом   массу…
6.   Конечной   целью   триумфального   шествия   был   храм Капитолийского…
7. По окончании празднеств  и  после  восстановления  полного  покоя…
ГЛАВА ШЕСТАЯ
О Махероне. - Каким образом Луцилий Басс овладевает  этой  крепостью  и другими пунктами.
1. В Иудею в  качестве  легата  послан  был  Луцилий  Басс  с  войском…
2. Царь иудейский Александр первый осознал благоприятные условия…
3. В бывшем дворце росла рута поразительных размеров…
4. Осмотрев местность со  всех  сторон,  Басс  пришел…
5. Справившись таким образом с Махероном…
6. К этому времени император послал  предписание  Бассу…
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
О несчастной судьбе Антиоха, царя  Коммагены.  Об  аланах,  причинивших много бед жителям Мидии и Армении.
1. Со времени вступления в царствование Веспасиана…
2. Пет отрядил часть войска для занятия Самосаты…
3. Антиох,  спасшийся  в  Тарс  в  Киликии…
4. Об аланском народе я, как мне кажется,  еще  выше  упомянул…
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
О Масаде и занявших ее сикариях.  Каким  образом  Сильва  приступает  к осаде крепости. Речь Элеазара.
1. После смерти Басса правление над Иудеей перешло к Флавию Сильве…
2. Таким образом, римский полководец…
3. Скалистый утес значительного объема и огромной  высоты…
4. Еще более, чем все эти сооружения…
5. Когда римский полководец окружил  всю местность…
6. Но Элеазар и не думал о бегстве…
7. Так говорил Элеазар. Но его  мнение  отнюдь  еще  не  разделяли…
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
Каким образом жители крепости, убежденные словами Элеазара,  все  убили друг друга, за исключением двух женщин и пятерых детей.
1. Элеазар хотел еще  продолжать  свою  речь…
2.  Рано  утром  римляне,  в   ожидании   вооруженного сопротивления…
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
Каким образом многие сикарии, бежавшие в Александрию, навлекают на себя опасность. Храм, некогда построенный первосвященником  Хонием,  из-за  этого опусташается.
1. После того как пала таким образом Масада…
2.  Луп,  тогдашний  правитель  в   Александрии…
3. Эти соображения понравились Птолемею…
4.  Правитель  Александрии  Луп  по  получении  предписания  императора…
ГЛАВА ОДИНАДЦАТАЯ
О  Ионатане,  одном  из  сикариев,  поднявшем  восстание  в  Кирене   и оказавшемся гнуснейшим доносчиком.
1. Безумием сикариев заразились…
2. Катулл жадно ухватился за эту клевету…
3. Для того, однако, чтобы иудеи какого-нибудь другого места…
4. Снисходительности обоих императоров Катулл…
5.  На  этом  я  кончаю  историю…